пятница, июня 19, 2009

Методы преподавания

Cейчас наблюдаю за обучающим тренингом, который проводит группа американских учителей для учителей индийских. Американцы, конечно, подошли к вопросу творчески и профессионально - разработали хорошую программу, придумали массу интересных иллюстраций и упражнений. Не ленятся ни петь, ни танцевать, ни бегать, ни на велорикшах ездить - а ведь у многих уже есть внуки. Их энтузиазму можно по-доброму позавидовать. Но было бы все-таки лучше если бы он еще сочетался с глубоким уважением и пониманием другой культуры. Такое впечатление, что у некоторых на лбу написано: "Я научу тебя жить - спроси меня КАК". А все-таки научить индийского учителя как управлять классом из 50-60 человек (а именно столько учеников в среднестатистическом индийском классе), в тесном классе без кондиционеров - не так-то просто. Я считаю, что в первую очередь этим учителям нужно поклониться за то, что они ВЫЖИВАЮТ в таких условиях.

Индийскую образовательную систему, несомненно, нужно в корне менять - сегодня с этим согласны все. Существует множество государственных программ и приватных инициатив, направленных на реформацию школьной системы. В этом контексте помощь западных коллег очень даже кстати. Но! Очень не хватает элементарного желания понять контекст. А зачем, когда итак знаешь правильные ответы?

Одна американка, учительница математики старших классов, рассказывала, как на своих уроках она постоянно поет. Она может на ходу сочинять песни про икс и игрек и даже требует, чтобы дети пели, когда, к примеру, отпрашиваются выйти. Что ж, очень неординарно. Я бы хотела побывать в таком классе. Вопрос другой - знают ли ее дети математику лучше, чем индийцы, к-е не поют и даже почти не танцуют на уроках?

Только что покупала баклажаны. Продавец - десятилетний мальчик с сережкой в ухе:
- Мадам, возьмите вот эти два - из них получится отличное сабджи. 600 грамм... с вас 13 рупий!

Десятилетний мальчик, который свой возраст показал на пальцах, за 10 секунд взвесил овощи на самодельных весах и подсчитал цену за 600 грамм. Конечно, немного схитрил - не без этого. Но даже для того, чтобы схитрить, нужно первоначально знать правильный ответ.

Мои американские восьмиклассники думали бы минут 15, как высчитать цену баклажанов на 600 гр. Нет, вы не подумайте - я их очень люблю, и они очень талантливые в других сферах. Но видимо в математике творческий подход не всегда залог успеха. Индийцев у меня в классе нет, но корейцы без знания языка решают задачи лучше. О чем это говорит, я пока точно не знаю. Но я бы хотела поучиться у индийского или корейского учителя, которому удается достигать таких высоких результатов. А песни - песни, наверное, польются потом?

4 комментария:

  1. > Мои американские восьмиклассники думали бы минут 15, как высчитать цену баклажанов на 600 гр

    ... и нарисовали бы на бумажке табличку -
    100 г.: xxx
    200 г.: xxx
    500 г.: xxx
    1 кг: xxx
    2 кг.: xxx

    и все :)

    ОтветитьУдалить
  2. > Существует множество государственных программ

    Что такое "государственная программа" - это в Индии тоже все хорошо знают. После ухода бритишей заведенная ими государственная машина по инерции еще движется, но конец завода виден невооруженным глазом :(

    ОтветитьУдалить
  3. FireBlade +1!!!
    именно так и поступают ВСЕ уличные продавцы:)

    ОтветитьУдалить
  4. Ха-ха (про табличку).

    Насчет программ я не совсем согласна. Программы есть очень достойные, только это капля в индийском море.

    ОтветитьУдалить